Жанры и методы литературной критики
Литературная критика (гр. critita – суждение) – один из относительно самостоятельных видов творческой деятельности, опирающийся на практический тип мышления и различные научные методики с целью оценки и определения художественных особенностей литературного произведения, их своеобразия и эстетической ценности.
Критик, в отличие от обычного читателя, «язык чувств передаёт языком разума» (И.Франко), его выводы не являются элементарной рефлексией и обоснованы используемой при анализе методологией, знанием системы литературно-критических жанров. Среди жанров литературной критики широко известны, например, рецензии-пересказы, рецензии-отзывы, рецензии-памфлеты, рецензии-фельетоны, статьи монографического плана и статьи-обзоры. Л.Гроссман выделял целых 17 типов критики (литературный портрет, эссе, импрессионистический этюд, статья-трактат, публицистическая или агитационная критика, критический фельетон, литературный обзор, рецензия, критический рассказ, литературное письмо, критический диалог, пародия, памфлет на писателя, литературная параллель, академический отзыв, критическая монография, статья-глосса). Однако данную классификацию поддают сомнению в связи с отсутствием единства подходов, — в ней смешаны три классификации жанров: по методу критика (эссе, импрессионистические этюды, академические отзывы); по литературному роду (письма, пародии, диалоги); по степени и широте охвата объектов (литературные портреты, рецензии, монографии). Тем не менее, попытка Л.Гроссмана систематизировать обилие жанров критики полезна для общего сведения.
Также критику можно поделить по целевой аудитории: научные исследования преимущественно обращены к научному сообществу, хотя могут заинтересовать и других читателей; критика, обращенная напрямую к читателям (в основном имеет рекламные цели); критика, обращенная к автору. И если критика, обращенная к читателям, апеллирует в основном к их эмоциям и чувствам, то профессиональная критика, обращенная к автору, ценна именно рациональным обоснованием мнения критика, поэтому в ней уместно использовать научные методы литературной критики.
Важные категории литературной критики
Основные определяющие текста:
- знак – модель, объединяющая смысл и структуру; один из способов создания художественного мира. Знаки есть иконические (буквы), индексы (указующие — функции), символы, сигналы;
- код – система знаков (символов), благодаря которым текст передается, воспринимается и сохраняется;
- дискурс – (общность размышлений, суждений, описаний) — определяет различные уровни структурированности текста: нарративный (изложение, сюжет), семантический (содержание, образы, замысел), языковой (как индивидуальный вариант использования языка), синтаксический. фонетический, грамматический. Также дискурс определяют и как множество возможных интерпретаций текста.
Художественному тексту свойственны:
— завершённость;
— вариативность смысла;
— открытость для интерпретации (сотворчество автора и реципиента);
— контекст – текстуальное обрамление, раскрывающее суть того или иного образа, мотива;
— подтекст – скрытое внутреннее значение текста;
— гипертекст – дискурс вокруг текста, параллели с другими текстами и источниками.
Уровни интерпретации художественного текста:
— философский – определение обоснования, причин для интерпретации;
— идеологический – ориентирование на определенные нормы;
— эстетический:
а) репродуктивный – описательная реконструкция текста;
б) декодирование образов и символов;
в) рефлексивно-ассоциативный – осмысление себя (читателя) сквозь призму текста.
Типы выражения авторского сознания:
— мировоззренческий (восприятие действительности, затрагиваемая тематика);
— психологический (интроверсия, экстраверсия);
— эстетический (организация подачи художественного материала);
— социальный (оценочная, критическая позиция).
Методы литературной критики
Биографический метод — долгое время был ведущим в советской критике. Основал его Шарль Сент-Бев. Литература, художественные произведения трактуются как буквальное отражение биографии и личности писателя, при этом не принимаются во внимание эпоха и литературный процесс в целом, традиции и возможные влияния, состояние общественной мысли и духовности общества. Сегодня биографический метод используют в основном при создании литературных эссе, портретов писателей, и в сочетании с другими методиками (компаративистика, психоанализ).
Культурно-исторический метод– частично похож, а частично противоположен биографическому методу. Культурно-истроический метод интерпретирует художественное произведение исключительно в контексте эпохи и культуры, в которых оно создано, т.к. (по мнению апологетов данного метода) ни одно художественное произведение не может возникнуть в отрыве от породившей его культуры и традиции, оно является исключительно её продуктом, и только в ней может быть понято. Основоположники данной школы — Гердер и И.Тен.
Художественные тексты интерпретировались представителями культурно-исторического метода как «дух» народа на определённом этапе его развития, а особенности художественного произведения объяснялись национальной ментальностью, климатическими, социально-экономическими условиями и влиянием традиций (И.Тэн обозначал эти параметры терминами – раса, среда, момент). Отождествление истории литературы с историей общественной мысли и развитием общества слишком размыло границы чисто литературного анализа.
Компаративистика (лат. comparative – сравнительный ) – сравнительное литературоведение, занимающееся проведением параллелей, установлением сходства между стилями, развитием литературных жанров, творчеством конкретных авторов. Компаративистика исследует мигрирующие образы или сюжеты в литературе и фольклоре разных народов через сравнение двух и более литературных произведений, школ, течений или авторов из различных или одной языковой культуры. Это поиск универсальных явлений, так или иначе проявившихся в различных произведениях. Основателями метода считаются И.-Г.Гердер, Гёте, Бенфей. В российском литературоведении компаративистикой занимался А.Веселовский.
Два типа сопоставлений, на которые опирается компаративистика:
- историко-генетический (или контактно-генетический) подход, когда общность явлений объясняется общностью происхождения;
- сравнительно-типологическийподход, когда общность объясняется поздними сближениями или общими социально-историческими условиями развития (проявляется в «вечных темах» и «вечных героях», общих жанрах, сходных литературных направлениях и течениях, стилевых приёмах и т.д.)
Базисные положения метода:
- возможны сопоставления литературных явлений в синхронии и диахронии (из одного или разных временны́х отрезков);
- в основе всякого сопоставления лежит механизм сходства и различия «своего» и «чужого»;
- литературные явления полигенетичны (могут восходить к нескольким источникам одновременно);
- при сопоставлении сюжетов мотив выступает неделимой единицей;
- при сопоставлении образов единица – группа ассоциаций, аллюзии;
- метод включает изучение влияния разных видов искусства (живописи, музыки, кино и др.) на литературу;
- возможны тематические исследования (например, христианские мотивы в творчестве разных авторов; концепт войны и мира и т.д.)
Мифопоэтика– серия методов, направленных на изучение первичных, глубинных смыслов и значений художественной образности. У истоков школы – работы братьев Гримм по фольклористике, показавшие наличие сходства многих сюжетов и образов в разных сказках. Далее к мифопоэтике присоединили архетипный анализ, изучающий повторяемость образов или ситуаций, опираясь на теорию архетипов и коллективного бессознательного, разработанную К.-Г. Юнгом. (Архетип – прообраз, матрица коллективного бессознательного, в гуманитарных науках понимаемый как первичный образ, оригинал, символ, переходящий из поколения в поколение, положенный в основу мифов, фольклора и самой культуры).
Мифопоэтика исследует:
- скрытые аналогии, связывающие литературные образы, сюжетные ситуации, тропы, жанры – с обрядами, ритуалами (прежде всего, календарными и посвятительными, по Дж. Фрэзеру) и с архетипами (национально-культурными проявлениями «коллективного бессознательного», по К. Юнгу);
- «авторскую мифологию» – представление о бытии, представленное в художественном мире писателя.
Во второй половине ХХ ст. мифопоэтика сближается со структурализмом, и в методологический набор данной школы включается и теория французского учёного Р.Барта.
Психологический метод – основан А.А. Потебней и связан с такими подходами, как психопоэтика, фрейдизм, неофрейдизм (Э.Фромм, Анна Фрейд), психоаналитическая критика. Основные цели метода – bзучение психологии творца, внутренней жизни героя, исследование читательского восприятия. Исследователи обращают внимание на доминирующую точку зрения и формы её раскрытия: исповедь, дневник, переписку, внутренний монолог, поток сознания, диалог, несобственно-прямую речь, «диалектику души», процессы индивидуального бессознательного (сон, бред, видения, обморок и т.п.)
В границах психологического метода Потебня разработал психолингвистическую теорию, согласно которой язык – особенный вид духовно-практической деятельности, не способ выражения готовой мысли, а орудие творения её. Таким образом, источник литературы – язык с его психосемантическими особенностями, а ключевое понятие – слово.
Метод помогает в исследовании характера персонажа, его эволюции, духовного и этического выбора, творческой лаборатории писателя. Он связан с этническими и национальными проявлениями, менталитетом личности — эмоциями, мировидением, подсознанием. Среди российских представителей данной школы можно отметить Л.С. Выготского, Д.Н. Овсянико-Куликовского.
Психоаналитическая критика – опирается на исследования основателя психоанализа З.Фрейда и неофрейдистов (Э.Фромм, А.Фрейд, С.Грофф). В данный момент – одна из популярных и активно развивающихся методик, раскрывающая художественные произведения в весьма неожиданном ракурсе. Тексты рассматриваются как отражения сознательного и бессознательного (комплексов, травм) автора. З. Фрейд применял психоаналитический метод при анализе психологии творчества Л. да Винчи, В.Шекспира, И.В.Гёте, Т.Манна, Ф.Достоевского, опираясь на психосексуальное развитие их личностей и на сформулированный им самим «эдипов комплекс». Однако, как и самого Фрейда обвиняли в чрезмерной односторонности подхода, так и методика психоаналитического литературоведения вышла за данные рамки, и перешла с повышенного внимания к автору на персонажей, образы, ситуации, представленные в произведении. Психоаналитическая интерпретация текста ищет скрытые смыслы в образах и символах, подтексты и скрытые мотивы в ситуациях и поведении персонажей, используя категории и принципы психоанализа.
Основные принципы психоаналитической интерпретации текста по Фрейду
- выявление и анализ энергетически насыщенных слов;
- переосмысление явного смысла истории и поиск скрытого смысла;
- противопоставление сознания и бессознательного, внешнего и внутреннего -основополагающее в психоанализе;
- выявление неосознанных мотивов и чувств, вне зависимости от того, принадлежат ли они автору или персонажам произведения;
- поиск в художественном произведении ключевых концептов психоанализа: эдипов комплекс, фантазирование, сны, галлюцинации, эрос-танатос (либидо-мортидо), сублимация, невроз-психоз, Ид (подсознательное), Эго (сознание), Суперэго (сверхсознательное). Данные концепты важны в анализе содержания текста;
- акцентируя на замещениях, отбрасывании явных смыслов и вытягивании на поверхность смыслов (мотивов) скрытых, аналитик обрисовывает семантику скрытых и истинных желаний;
- существует два вида психоаналитической интерпретации: анализ биографии; анализ художественного текста.
Психоанализ личности автора произведения не имеет цели открыть, например, его анормальность; речь скорее о реконструкции структур бессознательного и причинно-следственных связей. Задача психоанализа — не исследование внешней реальности, а исследование переживаний, подсознательных мотивов, зачастую пребывающих в конфликте с объективной реальностью. Вопрос, который может задавать себе в данном контексте исследователь: известен ли автору подтекст его произведений?
Принципы анализа и объекты интерпретации по Адлеру:
- характеры персонажей:
а) особенности социальной адаптации/дезадаптации героя;
б) механизмы психологической защиты, отображённые в мыслях, речи, снах, поступках героя;
в) отношения героя с семьей, анализ ситуации его детства;
г) авторские эмоциональные акценты, указывающие на его отношение к герою;
- система образов:
а) как проекция личности автора;
б) как контрастные характеры (социальные группы);
г) как проекция эгоцентрической модели характера, когда в центре один герой, утверждающий определённую осознанную позицию (романтическая традиция);
- структура сюжета и внесюжетные элементы – идентичные сюжеты и коллизии, переходящие у автора из произведения в произведение и указвающие на создание им индивидуальной «авторской мифологии»;
- эпизодические образы-символы, мотивы;
- художественные детали.
Структурализм – возникновение метода связано с переходом в ХХ в. гуманитарных наук от описательно-эмпирического уровня исследований к строго теоретическому и точному, требующему логизации и абстрагирования. У истоков школы – Пражский лингвистический кружок и Парижская семиотическая школа (Р.Барт, Ю.Кристева). Структуралисты воспринимают текст как чёткую систему со своим набором символов и внутренними связями, отношениями; и интересует структуралистов не количество элементов, а именно отношения между ними, собственно, и обеспечивающие устойчивость и уникальность конкретной системы. Как сказал Ю.Лотман: «художественный приём — не материальный элемент текста, а отношение».
Правила интерпретации по Р.Барту:
- текст изучается как замкнутая структура;
- текст делится на сегменты (лексии);
- в лексии определяется коннотационное (дополнительное) значение, вызванное ассоциациями;
- медленное прочтение помогает проследить структурирование;
- отметить исходные точки значения, т.к. то, что создаёт сам текст – интертекстуально.
По Р.Барту, автор живёт и самовыражает себя только в момент создания текста, а когда текст завершён, автор не может вернуться в прошлое, т.к. текст — свершившийся и законченный акт, вне которого автора не существует.
И ещё одна интересная цитата Р.Барта: «рождение Читателя приходится оплакивать смертью Автора».
Семиотическая школа – тесно связанная со структурализмом школа, один из его методов. Название получила от науки о знаках, семиотики. Основатели школы — Ф. де Соссюр, Ч.Пирс, У.Моррис. Среди русских исследователей, работавших в жанре семиотики, стоит обратить внимание на Я.Проппа и его «Морфологию сказки», в которой он создал знаковую функциональную структуру сказки, выделив 31 функцию и дав их толкование.
Семиотические исследования направлены на изучение смыслопорождающих функций знака, которые проявляются в первую очередь в системе бинарных оппозиций (хороший/плохой, слабый/сильный и т.д.)
Принципы семиотики:
- сфера культуры, литературы, произведения изучается как знаковая система (система кодов);
- словесная структура текста – означающее, заключённая в нём модель мира – означаемое.
Герменевтика – философско-эстетическая теория интерпретации текста и наука о понимании смысла произведения. Функция интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следует понимать произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности. Истоки герменевтики восходят ещё к первым толкователям Библии. Среди современных учёных, развивающих данный метод исследований, – Х.Г. Гадамер.
Принципы герменевтики:
- принцип диалогичности (понятие ввёл М.Бахтин): духовный мир, заключённый в произведении, связывает автора и интерпретаторов с традицией;
- принцип эмоциональности: чтобы быть понятым, произведение должно быть прочувствовано реципиентом;
- контекстуальный (культурологический принцип): интерпретация невозможна без погружённости в конкретную культурно-историческую традицию;
- принцип избирательности: интерпретатор должен учитывать хронологически-историческую дистанцию, отделяющую его от автора;
- принцип целостности (герменевтический круг по У.Дильтею): при восприятии художественного произведения возможно понимание части через целое и целого – через интерпретацию его частей, – оба пути правильны;
- принцип вариативности: возможно множество интерпретаций одного произведения;
- принцип личного подхода и толерантности: интерпретатор волен руководствоваться личными этическими и эстетическими воззрениями, быть свободным в выборе цели и методов интерпретации текста, но обязан признавать авторитетность его автора;
- принцип единства формы и содержания: основная цель анализа произведения – установление личностного взаимопонимания между читателем и текстом.
Как видим, герменевтика включает в себя элементы некоторых других методик, но основным её постулатом является учитывание субъективной индивидуальности интерпретатора и объективной ситуации создания произведения (время написания, влияние традиций и духовного контекста и т.д.)
*увы, доп. материалы недоступны, ибо сайты приказали долго жить, так что гугл в помощь...
Постмодернистская критика – используется при изучении постмодернистских произведений (хотя некоторые её элементы применяются исследователями и в анализе произведений более раннего периода). Основной метод – деконструктивизм, основоположником которого является Ж.Деррида.
Базовые принципы постмодернистской критики:
- литература – дискурс (открытая динамическая и саморегулирующаяся система в её взаимодействии с внелитературной средой);
- деконструкция – (выявление внутренней противоречивости культурной практики человека) используется как главный вектор анализа текста – в приёмах пародирования, травестирования, иронии, выявления бинарных оппозиций;
- автор может быть носителем множества авторских масок;
- постмодернистский текст можно интерпретировать одновременно и как явление масскульта, и как элитарное (принцип двойного кодирования);
- акцент на анализе телесности и «шизофренического дискурса» в произведении.
Экзистенциальный анализ – (лат. existentia – существование) ориентирован на исследование личности человека во всей полноте и уникальности.
Экзистенциальная философия, зародившаяся в Европе 19 века, опирается на труды С.Кьеркегора, Гуссерля и Хайдеггера, а из русских мыслителей к экзистенциалистам можно отнести Бердяева
«Бытие-в-мире» – принципиальный феномен человеческого существования, и потому экзистенциалисты считают важнейшим вопросом не поиск абстрактных общих истин, а проблему переживания конкретным человеком своего конечного пути.
Ситуации выбора, составление жизненного плана, диалогичность существования в общении с другими людьми – вопросы, на которых сосредоточен экзистенциальный анализ.
Поскольку бытие человека охватывает прошлое, настоящее и будущее, между этими измерениями времени должен существовать баланс. Если же начинает преобладать какое-то одно время, внутренний мир личности сужается, а её экзистенциальное видение ограничивается, что приводит к расстройствам вплоть до ощущения потери смысла жизни. Особенно плохо, когда уменьшается или же вообще исчезает открытость человека будущему.
Преодоление запретов, ощущение личностной свободы – это то, что, согласно экзистенциальному учению, возвращает человеку радость и наполненность жизни.
Таким образом, экзистенциальный анализ – это способ понять, что представляет собой наполненная смыслом настоящая хорошая жизнь, как человек может прожить такую жизнь, оставаясь на почве реальности с ее трудностями и бедами, а также, какой может быть помощь человеку, который не чувствует, что его жизнь – хорошая.
Отредактировано Йору (2024-12-17 22:52:03)