На мой взгляд простейший из всех жанров. Многие со мной не согласны и приводят в пример Агату Кристи. Любой сюжет можно сделать сложным или очень сложным. Но...как жанр таковой, детектив самый простой и самый доступный из всех существующих.

Что нужно придумать для детектива? Да ничего. Вообще, ничего. У вас есть возможность просмотреть криминальную хронику. Там вы найдёте и преступников, и мотив преступления, и орудия преступления, и даже следователя, который вёл дело. Чтобы написать детектив не надо быть писателем, достаточно иметь журналистские навыки.

Для своего романа "Петербургские сумерки", я просмотрел хронику преступности Санкт-Петербурга второй половины 19 века. Там вы найдёте идеи для сотни детективов и похлеще чем история Джека Потрошителя.

Не убедил?! Давайте попробуем набросать понятную схему детектива с использованием тех книг, которые уже написаны и успешно продаются. И сделаем это в шести разных
Детектив
Детектив Шпионский
Детектив Триллер
Детектив Мистика
Детектив Фэнтези
Детектив Исторический

В этой статье, мы создадим сюжет обычного детектива. Сюжет будет придумываться на ходу, для этой статьи. В отдельной статье, я подробно разберу каждый из детективов.

Пишем детектив с чистого листа. И для начала разбиваем его на три акта:

Акт 1 — Начало. 20% текста — создаём преступление.
Акт 2 — Середина. 60% текста — ведём расследование.
Акт 3 — Конец. 20% текста — находим преступника.

Теперь внимание !!! Многие спотыкаются на первом шаге. Между тем, именно первый шаг задаёт темп всей истории и даёт подсказки.

Первый шаг в написание детектива может дать подсказку всей истории.

Как это сделать: Важна не только идея, но и место, с которого вы начнёте. Все сценаристы начинают сначала. Да, все начинают сначала. Это правильно, но сложно. Сложно продумать все комбинации с самого начала. На это уходит много времени и сил. Между тем, я это делаю сходу. Черновой вариант от первого шага до завершения история занимает у меня не больше десяти дней. Сейчас объясню как это происходит.

Первый шаг в написание детектива

Создаём начало за счёт конца Акта 1. То есть, мы с вами начинаем писать с двадцатой страницы. В этом месте у нас переход из Акта 1 в Акт 2. То есть, мы с вами на стыке между преступлением и расследованием.

Наглядно как это будет выглядеть:

Ключевая сцена Акт 1: Бизнесмена убивают за рулём автомобиля!

Эта сцена у нас находится в ключевой точке между концом первого и началом второго акта.

Шаг второй в написание детектива

Бизнесмен убит. Он старше средних лет. Ему за пятьдесят. Задаёмся вопросом: А кто его убил? Это нужно для того, чтобы понять каким будет у нас Акт 3. Если мы придумали преступника, тогда к нему и поведём расследование. А в конце поймаем.

Причин и вариантов здесь может быть множество. Его мог заказать кто-то из семьи, партнёр, криминальная группировка. Большая вероятность того, что его убили из-за денег. Причиной могут быть и простые человеческие чувства, но они должны быть очень сильны раз уж дошло до такого. Поэтому, в качестве мотива убийства лучше выбрать деньги. Это всем и сразу понятно.

Здесь у нас появляется маленькая, но интригующая деталь

А если мы не знаем кто убил бизнесмена?
Как так?! Пишешь сценарий и не знаешь, кто преступник?! Как же выстроить сюжет детектива, если ты не знаешь чем он закончится?

В этом вопросе и заключается изюминка

Если сам автор не знает кто преступник, так ни один зритель этого понять не сможет.

Возникает вопрос: А разве возможно написать законченную историю не зная чем она закончится? Возможно. Я даже рекомендую всем именно такой способ построения детектива. Именно его мы и рассмотрим.

Как это сделать? Как писать детектив не зная чем он закончится!

Ищем этого мерзавца как это обычно делают следователи. Убит бизнесмен. Мы не знаем кто его убил. Всё, как в жизни.

Идём назад от нашей ключевой сцены. Переходим из сцены убийства в самое начало Акта 1 и создаём персонажи, с которыми будет работать следствие.

Жена убитого бизнесмена. Приятная женщина с мягким характером. Любит проводить время с детьми. Дети самое важное в её жизни.
Мы видим и её отношения с мужем. Вот они вместе везут детей в развлекательный парк. Все сцены появления с мужем похожи. Рядом с ними всегда дети. Отдельно от других мы их не видим. Они даже не спят вместе. И это слегка настораживает. Очевидно, что между ними что-то не так.

Брат убитого бизнесмена. Бездельник, работать не любить, недоволен своей жизнью. считает, что брат обязан с ним поделиться своим богатством. У него прекрасные отношения с женой брата. Возможно, даже очень близкие. Но явно этого не заметно. Брат вызывает у нас подозрение. Он завистлив и вполне может оказаться любовником жены.

Пасынок убитого бизнесмена. Мутный тип. Грубый. Чуть что лезет в драку. Нигде вроде не работает, а деньги всегда есть. Ездит на дорогой машине на какие-то тайные встречи с разными и очень неприятными на вид людьми. Отношения у него с отцом не из самых приятных. А мачеху он и вовсе ненавидит.

Каждый из этих троих вполне мог убить бизнесмена. Но кто из троих? Или есть кто-то ещё?

Партнёр убитого бизнесмена. Мы видим сцену ссоры, где убитый бизнесмен ссорится с партнёром по поводу крупной суммы денег. Эта сцена делает партнёра наиболее вероятным претендентом на роль убийцы. Но у нас ещё есть претенденты.

Падчерица убитого бизнесмена от первого брака. Мы видим постельную сцену. Убитый бизнесмен занимается сексом с молодой девушкой. Впоследствии мы узнаем, что она доводится ему падчерицей. А сейчас они говорят о свадьбе. Очевидно, что они хотят пожениться. И эта маленькая деталь делает из жены наиболее вероятную подозреваемую в убийстве.
Закрутим ещё. Когда бизнесмен уходит, падчерица кому-то звонит. Появляется молодой парень. Они занимаются сексом и между делом мечтают о том, что сделают когда у них появится много денег.
В итоге мы получаем ещё двух вероятных подозреваемых в убийстве — Падчерицу и её молодого любовника.

Кто из них? Кого задержит полиция после убийства? Жену? Брата? Пасынка? Партнёра? Или падчерицу с любовником? Подумайте и попробуйте угадать.

Не угадали! Да и не могли угадать. Потому что, у нас скоро появится ещё один подозреваемый.

В Акт 1 — мы создали персонажей, которые по тем или иным причинам вызывают подозрение. С ними может и обязано работать следствие. Но кто убивал мы сами ни фига не знаем. И это просто классно. Зритель голову сломает в поисках ответов. А мы ещё интриги подкинем. Для этого переходим во вторую часть.

Акт 2.

Сцена с убийством. На машине пулевые отверстия. На осколках стёкол видна кровь. Убитый бизнесмен сидит за рулём уткнувшись лицом в руль. Голова в крови.

Согласно жанру да и любым реальным ситуациям, на место убийства приезжают эксперты и следователи. Создаём из них группу.
Два следователя: Мужчина и женщина. Один эксперт.
Почему лучше два следователя, а не один. Потому что следствие будет запутанным, и вам надо будет объяснить куда и по какими причинам следствие двигается именно в эту сторону. Это удобно делать с помощью диалогов между двумя следователями. У вас будет два разных мнения. И вы сможете ими манипулировать при создании различных зацепок в расследовании.
Эксперт вам тоже может помочь. С его помощью легче и быстрее выйти на след киллера.

На место убийства приезжает группа наших главных персонажей из трёх человек. Следователи и эксперт. И тут мы создаём седьмого и последнего подозреваемого.

После осмотра места убийства, следователи возвращаются в отдел. И тут им на блюдечке приносят видеоролик, на котором запечатлен мужчина и убитый бизнесмен. На видео слышно как мужчина в открытую угрожает убить бизнесмена. Оказалось, что мужчина только что вышел из тюрьмы. Он отбывал семь лет за убийство. У нас появился ещё один подозреваемый. Назовём его «Уголовник».

Прекрасно. Вот и развязка. Мужчина арестован. Следователи радуются быстрому завершению дела. Дайте им порадоваться, а потом поставьте перед очень неприятным фактом. Оказывается, что у Уголовника имеется железное алиби. На момент убийства он обедал в ресторане на другом конце города. И это запечатлено на видео.
Уголовник остаётся подозреваемым. Ведь он может являться заказчиком убийства. Но сейчас его придётся отпустить. Против него нет никаких улик.

А вот ни у кого из остальных шести возможных подозреваемых алиби нет.

Что же остаётся следствию? Заняться рутиной. Они должны выяснить кто и за что убил Бизнесмена. Для этого им придётся перебрать все отношения подозреваемых с жертвой. Вот и перебирайте. Ищите, ищите зацепки, которые помогут указать тропиночку к убийце или заказчику убийства. Создавайте ниточки.
К примеру, Уголовник может оказаться родным отцом Падчерицы. Это связь создаст новые вопросы, с помощью которых вы сможете создать новые ситуации и новые зацепки из той части общего прошлого, которое соединяет Уголовника и убитого Бизнесмена.

Что дальше? А что дальше? Самое время оставить вас. Выясняйте, кто убийца. Ведите расследование. Ищите.
В качестве мотива подойдёт любой неожиданный вариант. К примеру, могла произойти обычная ошибка:

Бизнесмен хотел развестись с женой, но в этом случае терял контроль над своей компанией или оставался ни с чем. Поэтому он нанял киллеров, чтобы её убить. На фотографии, которая была передана киллеру жена сидит за рулём его собственного автомобиля.

Ответ, так или иначе придётся искать вам, если вы решили написать детектив. Придумайте его сразу или попробуйте прийти к нему путём поисков. Я только помогаю понять некоторые вещи, с помощью которых процесс написания станет проще и понятнее.

Есть ли у меня законченные сюжеты с таким подходом? Есть. И немало. Вся моя мистическая серия «Пятый уровень» построена по такому принципу. Я создавал головоломки, а потом сидел и вместе с героями думал над ответами. Детектив ведь тот же Квест.