О том, как писать захватывающие детективы, написано немало книг (пусть в основном и на английском). Разумеется, спланировать сценарий для ролевой игры и написать детективный роман — задачи разные. Тем не менее, некоторые советы вполне универсальны и пригодятся в любой из этих форм. Я отобрал самые интересные из них.
Коротко о терминах
Дабы предупредить споры в духе «У ролевой игры не может быть сюжета!» определимся с терминологией, которая используется в рамках этой статьи (да и всего блога в целом):
Сюжет или история — это совокупность событий, которые разворачиваются в процессе игры. Сюжет игры действительно нельзя создать заранее, он становится результатом решений и действий участников.
Сценарий — это план будущей игры с описанием набора сцен и ситуаций, которые могут появиться (или не появиться) в сюжете.
Сюжет преступления или сюжетная первооснова — это история происшествия, ставшего причиной для расследования, в которое вовлечены герои. Как правило, этот слой истории создаётся заранее и остаётся неизменным на протяжении всей игры.
Чаще читайте детективные истории
Любой хороший детективный роман — это не только источник вдохновения, но и готовый набор приёмов, как строить повествование в детективных историях. Чтобы их перенять, недостаточно просто читать текст; придётся анализировать каждую сцену, следить за тем, как автор управляет вниманием читателя и как постепенно раскрывает информацию о преступлении. Далеко не всегда эти детали очевидны сразу. По-настоящему хорошие истории придётся перечитывать повторно, чтобы понять, где автор показывал очередную улику, а где — умело водил читателя за нос.
Разумеется, это работает не только с прозой. Фильмы, сериалы и игры также могут стать отличными источниками вдохновения. Принцип всё тот же — вооружитесь блокнотом и анализируйте, как строится повествование. Составляйте списки улик, рисуйте диаграммы сцен и карты отношений. Всё это — строительный материал для будущих историй.
Определите ставки
Игра обретает смысл, только если у действий (равно как и бездействия) персонажей есть последствия. Один из главных вопросов, на который нужно ответить при планировании сюжета: что стоит на кону? Что произойдёт, если герои не вмешаются или не распутают дело?
Ответы «Ничего» или «Преступник останется безнаказанным» лучше отбросить сразу. Игрокам, равно как и читателю, редко интересна абстрактная справедливость. От действий героев должно зависеть что-то, что имеет значение для них самих: они потеряют что-то важное или пострадает кто-то, кто им дорог.
Начинайте с интриги
Первая сцена — самая важная. Она задаёт темп повествования и атмосферу игры, но главное — она должна пробуждать интерес игроков к расследованию и вовлекать героев в действие.
Самый эффективный способ этого добиться — начать историю с события, которое лично затрагивает героев и не даёт им шанса остаться в стороне. Если устроить такую встряску не получается, можно поэкспериментировать с нелинейным повествованием. Пусть игра начнётся с флэшфорварда — короткой и интригующей сцены из середины или финала истории. Например, встречи с чем-то пугающим, погони или перестрелки. После завершения этого эпизода, можно вернуться к началу — неторопливому брифингу для детективов. Плюс такого подхода в том, что игроки будут куда внимательнее искать любые сведения, которые связаны с будущей угрозой.
Создавайте убедительных персонажей
Строго говоря, это универсальный совет: любая игра выиграет от сложных и интересных образов персонажей. Однако в некоторых жанрах, чтобы вывести на сцену очередного персонажа, достаточно продемонстрировать яркий образ, стереотип или вовсе одну лишь функцию.
С детективными играми этот подход не работает. Порой сюжеты целиком строятся на скрытых мотивах персонажей ведущего, их характерах и отношениях. Чтобы само расследование стало возможным (а главное — чтобы оно было интересным игрокам), персонажи ведущего должны быть убедительными и достоверными. Это не значит, что нужно писать подробную биографию каждого статиста, который появляется на сцене. Однако будет чрезвычайно полезно проработать образы ключевых участников расследования: преступника, жертвы и подозреваемых.
Не поймите неправильно: в стереотипах нет ничего плохого. Они позволяют быстрее познакомиться с героями и экономят время. Но нельзя останавливаться на одном только стереотипе. Необычная привычка, черта характера, отношения, прошлое — всё, что выбивается из привычного типажа, — помогают создать более фактурный, сложный и достоверный образ.
Проработайте детали преступления
Это первый совет, который получают начинающие авторы детективных романов: прежде чем браться за расследование, проработайте каждую деталь преступления. В случае ролевых игр этот совет особенно важен.
Дело в том, что сюжет преступления — это единственная часть игры, которую автор полностью контролирует. Затем в дело вступают игроки, и как бы подробно вы ни описывали сцены расследования, предусмотреть все возможные повороты сюжета не получится. Придётся импровизировать. И это гораздо проще делать, когда точно знаешь:
где и как произошло преступление;
где в это время находились подозреваемые и чем они занимались;
кто мог стать его свидетелем;
какие улики мог оставить преступник.
Если отнестись к проработке деталей халатно, то есть риск, что очередной вопрос игрока поставит вас в тупик. Ещё хуже, если ваш импровизированный ответ будет противоречить тем фактам, которые вы уже ввели в историю. Такие ошибки могут разрушить всё расследование и испортить удовольствие от игры.
Используйте детали окружения
Выбор декораций, в которых развернётся действие игры, не должен быть случайным. Сам сеттинг может как подчёркивать идею истории или центрального конфликта, так и контрастировать с ней. Выбор окружения — это мощный инструмент, который позволяет создать атмосферу, придать ей иной масштаб или раскрыть образы персонажей.
Моделируйте ход расследования
Главный секрет успеха ведущего детективных игр кроется в умении моделировать возможные действия игроков. По сути именно так и создаются детективные сценарии. Обычно вы придумываете сцену, с которой начинается расследование и задаёте себе вопрос о том, к каким выводам могут прийти игроки и куда они могут отправиться дальше. Для каждого из ответов придумайте свою сцену или короткий повествовательный эпизод, а затем вновь задайте тот же вопрос. Продолжай так, пока не дойдёте до финала. Чем точнее вы представляете возможные действия игроков, тем больше вариантов событий сможете описать — и тем проще будет провести этот сценарий.
Разумеется, стоит помнить, что ваша модель — лишь вспомогательный инструмент в планировании сценария. Она никогда не должна подменять саму историю.
Отдельный аспект моделирования расследования — это добавление в историю ложного следа или «красной селёдки». Это требует от ведущего отдельного мастерства, поскольку нужно учитывать разные варианты интерпретации улик, которые находят сыщики. Сценарий приходится строить с учётом сразу нескольких версий развития событий, и этот труд далеко не всегда окупается. Более того — в некоторых случаях игроки могут почувствовать себя обманутыми, поэтому постарайтесь, чтобы ложный след не был пустой тратой времени. Пусть связанные с ним сцены будут захватывающими или хотя бы забавными.
Редактируйте
Ещё один совет для всех начинающих авторов детективной прозы: редактируйте, переписывайте, перепроверяйте и снова переписывайте. Может показаться странным, но применим и для детективных сценариев — даже если вы не готовите его к публикации.
Очень сложно продумать все детали сценария с первой попытки, не упустив важного аспекта игрового мира или одного из методов ведения расследования. Нет ничего обиднее, когда сложный детективный сценарий рассыпается от одного неожиданного вопроса игрока. Поэтому прежде чем считать, что сценарий закончен, на забудьте ещё раз продумать, как именно было совершено преступление и какие возможные пути расследования доступны игрокам. Удобнее всего это сделать посредством построения диаграмм сцен, карт отношений и временных линий событий. Такие инструменты позволяют быстрее всего выявить изъяны сценария.